РГДБ подвела итоги V Всероссийского Фестиваля авторских программ по приобщению детей к чтению
13–14 октября в Российской государственной детской библиотеке прошёл в гибридном формате V Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению, организованный при поддержке Министерства культуры РФ. Участниками фестиваля стали более 500 (из них более 120 — очно) специалистов учреждений культуры, образования и просвещения, работающих с детьми, из 59 регионов РФ.
Участников Фестиваля приветствовала Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки. Ольга Петровна отметила, что проект, которому исполнилось 10 лет, не только динамично развивается, привлекая все больше участников: библиотекарей из сельских и городских детских и школьных библиотек, учителей, воспитателей детских садов, преподавателей вузов, сотрудников музеев, но на его основе возник и развивается новый проект «Большая экспедиция детского чтения».
Проект «Большая экспедиция детского чтения» представила Александра Викторовна Березина, заместитель заведующего отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки. Цель проекта состоит в том, чтобы создать условия для поддержания интереса к чтению у детей 8-12 лет. В этом возрасте ребенок становится самостоятельным читателем: у него совершенствуется техника чтения и развивается устойчивый интерес к чтению, появляются собственные читательские предпочтения. При этом педагоги-библиотекари не всегда владеют необходимыми психолого-педагогическими знаниями, приемами и умениями, чтобы привлечь на занятия и увлечь чтением детей именно этого возраста. Проект поможет расширить географию продвижения лучших программ, так как позволит библиотекарям в разных регионах России увидеть работу лучших специалистов (от Архангельска до Сахалина).
Наталья Григорьевна Малахова, ведущий психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, руководитель проекта «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению» напомнила историю Мастерской — с чего начинался проект, сколько было участников на первых конкурсах, как увеличивалось число конкурсантов, номинаций, участников фестивалей, росли их мастерство и профессионализм.
Члены жюри Конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению поприветствовали участников фестиваля и выступили с анализом конкурсных работ, присланных по разным номинациям.
Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара (Москва), отметила высокий профессиональный уровень, мастерство и разнообразие программ по краеведению, использование авторами этих программ большого количества всевозможных форм и методов библиотечной работы — как традиционных, так и современных. Также Татьяна Валерьевна обратила внимание на то, какую важную роль играют читательские клубы в библиотечной работе с подростками, рассказала о лучших программах по краеведению и клубной работе.
Зинаида Александровна Гриценко, ведущий специалист по дошкольному чтению, автор методических пособий, в своем выступлении подчеркнула, что программы по литературному развитию дошкольников должны быть построены так, чтобы на занятиях дети не только знакомились с новыми текстами и авторами, но и открывали для себя богатство родного языка, осваивали смысл и идеи художественного произведения. Зинаида Александровна критически отнеслась к программам, в которых не учитываются возрастные особенности дошкольников, к занятиям, перегруженным непонятными и ненужными ребенку фактами и терминами.
Елена Станиславовна Романичева, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, зафиксировала, что библиотека работает там, где далеко не всегда справляется школа, и библиотекари должны так организовывать свою работу со школьниками, чтобы заинтересовывать, удивлять их. Встречи с книгой должны становиться событием в жизни детей и подростков. Елена Станиславовна выразила сомнение по поводу правомерности термина «приобщение» к чтению, указав на то, что к чтению надо не приобщать, полагая ребенка объектом своего воздействия, в то время, как он является полноправным субъектом общения, а чтение надо продвигать.
Выступление Ксении Борисовны Сыроваткиной-Сидориной, научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики, было посвящено психологии детского чтения, анализу трудностей, которые испытывают обучающиеся чтению и начинающие читать дети, в том числе и дети с различными нарушениями и особенностями развития. Ксения Борисовна подчеркнула, что самое слабое звено при овладении чтением – это понимание текста, на это должна быть направлена работа при обучении детей чтению. Также она рассказала о необходимости создания особых условий и особых программ по литературному развитию для особенных детей.
В первый день фестиваля состоялась торжественная церемония награждения победителей V Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению.
Первую часть первого дня фестиваля завершила презентация книг сотрудников отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки. Коллективная монография «Как вырастить читателя: психолого-педагогические основы работы библиотекаря» заняла второе место в номинации «В помощь профессионалу» XI Всероссийского конкурса «Лучшая профессиональная книга года — 2023». Также была представлена книга «Развитие "нации читателей" в разных странах мира: исследования, стратегии, проекты, практики» (автор — Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки), которую выпустила Русская школьная библиотечная ассоциация в 2022 году.
Во второй части программы первого дня фестиваля для его участников победителями Конкурса авторских программ были проведены 10 мастер-классов от победителей V Конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению из Калуги, Екатеринбурга, Москвы, Пензы, с. Гонохово, Алтайского края, Санкт-Петербурга и Красноярска.
Второй день начался с лекции «Диафильмы: в кадре и за кадром» Ильи Станиславовича Гавришина, заместителя директора по информатизации и фондам Российской государственной детской библиотеки, в которой он рассказал об истории и технологии создания диафильмов — рисованных и кукольных, о лучших диафильмах для детей и подростков, о том, как можно выстраивать работу в библиотеке с диафильмами, а также ответил на многочисленные вопросы участников.
В этот день участники смогли посетить еще 8 мастер-классов победителей Конкурса из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Надыма, Свердловской области.
В течение двух дней фестиваля было проведено 18 мастер-классов по авторским методикам, на которых были представлены новые форматы приобщения детей к чтению, квесты, литературные клубы и краеведческие занятия. А мастер-класс «Сказочная кладовая детского фольклора» и семейную викторину «Китайская грамота» посетили и читатели Российской государственной детской библиотеки. Современные авторские программы демонстрируют синтез различных видов искусств и сочетание разных форм и методов библиотечной работы, как традиционных — громкие чтения, обсуждение, обзоры, инсценирование, иллюстрирование, так и современных – квилт, сторителлинг, квест-игра, book-дайвинг и др. в приобщении детей к чтению, основанных на литературном материале.
Фестиваль уже в пятый раз стал уникальной площадкой, дающей возможность знакомиться с работой лучших специалистов России в области детского чтения, делиться опытом, представлять свои разработки и обсуждать их эффективность. Участники отмечали отличный формат мероприятия, наличие настоящей «живой» практики, творческую атмосферу и высокий профессионализм организаторов, подчеркивали необходимость и значимость подобных мероприятий по обмену опытом, обучению и повышению профессиональной квалификации.